Кинорежиссеры регулярно манипулируют течением времени в фильмах, чтобы развлечь свою аудиторию, но исследователи пытаются разгадать эффект, который это может оказать на наш мозг.

Мало что известно о том, как человеческий мозг обрабатывает время, или как замедленное движение, разрыв во времени и музыка могут изменить наше восприятие того, как быстро оно проходит, изменяя наши эмоции и познавательные способности.

Профессор Клеменс Уолнер, исследователь когнитивного музыковедения в Гамбургском университете в Германии, приводит культовую сцену из фильма 1990-х годов «Форрест Гамп» в качестве примера.

кино и музыкаДобрый, но несчастный герой, ребенок, которого преследуют хулиганы на велосипедах, рванулся, прежде чем набрать скорость, и подтягивал ноги, которые сдерживают его.

«Это очень эмоциональная сцена, и, конечно же, она замедлена», – сказал профессор Уолнер, который является главным исследователем проекта, финансируемого ЕС под названием SloMo.

По словам профессора Уолнера, с помощью медленного движения, обычно в сочетании с эмоционально заряженной музыкой, режиссеры интуитивно используют то, как наше восприятие времени влияет на наше познание.

То, как ум воспринимает время, – это то, что исследователи только начинают изучать на фундаментальном уровне, хотя в один прекрасный день результаты такой работы могут быть использованы в других исследованиях болезней человека и благополучия.

Проект SloMo направлен на изучение теории о том, что эмоциональная обработка мышления связана с восприятием времени.

«Теория заключается в том, что во время эмоциональных моментов мы очень восприимчивы к информации и получаем ее больше», – сказал профессор Уолнер. «Наш мозг более насторожен, и поэтому мы чувствуем, что время проходит медленнее».

Команда изучает использование замедленного движения в музыке, танцах, исполнительских искусствах и аудиовизуальных медиа, таких как кино или спортивные матчи.

Исходные данные

Исследователи уже представили первоначальные результаты в Европейском обществе на конференции Когнитивных наук в музыке, которая была проведена в Университете Гента в Бельгии летом. Команда показала здоровым добровольцам сцены замедленного действия, взятые с фильмов, танцев и спортивных материалов, записывая их эмоциональные, физиологические реакции и движение глаз. Затем они записывали те же параметры зрителей, ускоряя отснятый материал до реального темпа.

Одним из показанных клипов была примечательная сцена «Форреста Гампа». Профессор Уолнер сказал, что два ключевых эмоциональных аспекта, которые психологи называют возбуждением и валентностью, заметно отличались, когда люди смотрели оригинальную версию в замедленном действии по сравнению с версией с нормальной скоростью.

Возбуждение относится к эмоциональному состоянию, связанному с настороженностью и внутренней активностью, включая такие физиологические параметры, как сердечный ритм, в то время как валентность относится к значению эмоции, часто либо положительной для таких чувств, как счастье, либо отрицательной для таких чувств, как гнев или страх.

Когда испытуемым была показана сцена в реальном времени, их состояние возбуждения было выше, в то время как валентность была выше в замедленной версии при воспроизведении музыки. Команда также обнаружила, что движения глаз у людей отличаются.

«В замедленном движении поведение глаз было более разбросанным», – сказал профессор Уолнер. «Они смотрели на другие вещи на сцене». Он добавил, что в реальном времени зрители склонны больше сосредотачиваться, хотя и не исключительно, на главном персонаже.

Другими словами, замедленное движение позволяло зрителям воспринимать детали, которых они иначе не заметили бы.