Сколиоз и нарушение осанки чаще всего появляются в школьном возрасте. Этому способствуют необходимость длительного сохранения сидячего положения в школе и при выполнении домашних заданий, недостаточная физическая подготовка, неравномерный рост ребенка и слабость мышечного корсета спины. Одним из способов предупреждения нарушений осанки у школьников является использование детского ортопедического стула.

Зачем нужен ортопедический стул

Ортопедические стулья для школьников позволяют ребенку при выполнении уроков дома самостоятельно и неосознанно удерживать правильное положение позвоночного столба. Их использование предотвращает чрезмерное асимметричное напряжение или расслабление паравертебральных мышц, препятствует нарушению соотношения физиологического поясничного лордоза и грудного кифоза. Благодаря этому сидящему ребенку становится некомфортно при искривлении позвоночника, и он автоматически придает телу правильное положение. Родителям (или выполняющим их функции взрослым) больше не требуется визуально контролировать посадку ребенка или использовать нательные приспособления (ортезы, корсеты) для фиксации его правильной осанки.

правильная и неправильная посадка

Ортопедический стул поможет ребенку удерживать правильное положение тела в положении сидя, что является профилактикой сколиоза и раннего развития дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника. Его использование позволит избежать возникновения чувства мышечной усталости и боли в пояснице и межлопаточной области, предупредит появление мышечно-тонического синдрома. А благодаря отсутствию патологического компенсаторного напряжения мышц плечевого пояса и шеи можно не опасаться развития синдрома позвоночной артерии и нарушения кровоснабжения головного мозга.

Наличие искривления позвоночника влияет на функционирование легких и сердечно-сосудистой системы, способствует раннему изнашиванию хрящей крупных суставов нижних конечностей. Поэтому предотвращение юношеского (школьного) сколиоза необходимо не только для сохранения внешней привлекательности человека, но и для поддержания его здоровья.

Кроме того, правильная осанка и отсутствие физического дискомфорта при выполнении домашних заданий помогут ребенку поддерживать высокую продуктивность занятий и в конечном итоге могут влиять на его успеваемость.

Виды ортопедических стульев

В зависимости от конструкции детский ортопедический стул может поддерживать спину с коррекцией изгиба поясничного отдела, создавать условия для динамического поддержания осанки или менять точку опоры и положение таза в положении сидя. В настоящее время существует несколько видов таких изделий:

  • стулья с особой конструкции спинки, обеспечивающие поддержку всей спины и сохраняющие поясничный изгиб позвоночника;
  • стулья с подвижной опорной поверхностью, заставляющие сидящего человека балансировать с включением всего мышечного корсета туловища;
  • стулья, дающие телу человека дополнительную опору на колени;
  • стулья с седловидной поверхностью, обеспечивающие положение «сидя-стоя».
Каждый тип ортопедических конструкций имеет свои недостатки и особенности эксплуатирования, что необходимо учитывать при выборе стула. Стоит принимать во внимание наличие у ребенка асимметрии тела, склонности к нарушению венозного оттока и патологии суставов и степень физической подвижности при выполнении уроков.

Особенности разных стульев

стул с мягкой спинкойСтулья с ортопедической поддержкой спины привычны взгляду обывателя. Они имеют спинку, ножки без колесиков и сиденье с фиксированным положением. Такие модели нередко используются в качестве компьютерного ортопедического стула для школьника. Их особенностью является отсутствие подлокотников и наличие достаточно массивной и высокой спинки особой конструкции, обеспечивающей постоянную опору для всей поверхности спины. Специально спроектированные выступы на ней поддерживают поясничный отдел, предотвращают избыточный наклон тела и его смещение вбок. Большинство моделей регулируется под рост ребенка и требует использования подставки для ног.

При использовании стула с ортопедической спинкой школьник постоянно опирается не на локоть незадействованной в письме руки, а на спину. Это служит профилактикой асимметричного напряжения мышц плечевого пояса и снимает статическую нагрузку с поясницы. Но в то же время такие стулья не предотвращают затруднение венозного оттока от ног и гиподинамию. Поэтому при их использовании необходимы регулярные разминки для улучшения кровообращения в нижних конечностях и создания необходимой нагрузки мышцам-антагонистам.

подвижный стул "танцующий"Ортопедические стулья с подвижной поверхностью напоминают устойчиво стоящий табурет с двигающимся на шарнире сиденьем. Отсутствие спинки и необходимость постоянного поддержания равновесия тела позволяют давать равномерную сбалансированную нагрузку на весь мышечный корсет, что служит профилактикой гипокинезии и гиподинамии.

Движения некоторых детей при посадке на таком ортопедическом изделии в некоторой степени напоминают танец. В то же время при наличии уже сформированных деформаций позвоночника, при мышечно-тоническом синдроме и болях в спине использование стула с подвижной поверхностью может усугубить состояние ребенка. Кроме того, не следует забывать и о необходимости разминок для нормализации оттока крови от ног.

Ортопедические коленные стулья для школьников предназначены для перераспределения веса тела сидящего человека. При их использовании опора идет не только на ягодицы (седалищные бугры), но и на верхнюю треть передней поверхности голени. Для простоты говорят об опоре на колени, хотя сами коленные суставы не испытывают давления и не деформируются.

Угол поясничного изгиба при этом практически такой же, как в положении стоя. Это позволяет избежать перенапряжения мышц нижней части спины. А благодаря уменьшению давления на ягодицы ребенок не жалуется на «затекание» этой части тела.

особенности стула с опорой на колени

Существенным недостатком коленных стульев является создание небольшого угла между голенью и бедром. Это затрудняет отток по венам и может служить причиной быстрого развития чувства усталости и даже боли в ногах. Кроме того, постоянное статическое положение тела приводит к гиподинамии. Эту проблему можно частично решить при использовании коленных стульев с изменяющимся положением опорных площадок. Ребенок как бы слегка покачивается и балансирует в передне-заднем направлении, и такие микродвижения обеспечивают достаточный уровень работы мышц поясничной области.

стул сидя-стояСтулья для положения «сидя-стоя» (или седловидные стулья) обеспечивают посадку, напоминающую позу наездника. Разведенные под тупым углом в тазобедренных суставах ноги фиксируют таз в сагиттальной плоскости и делают дискомфортными боковые смещения позвоночника. Такое положение способствует поддержанию симметричности лопаток и надплечий и не нарушает кровообращение в конечностях. При посадке на седловидных стульях таз также слегка наклоняется вперед, что обеспечивает нормальный угол поясничного лордоза. А отсутствие спинки и необходимость динамического удержания равновесия дает мышцам необходимую нагрузку. Но важно помнить о возможности давления на промежность, поэтому следует с особой тщательностью подходить к выбору седловидного стула для мальчиков.

Что учитывать при покупке стула

При оборудовании рабочего места для школьника важно следовать нескольким правилам:

  • ортопедический стул должен быть регулируемый по высоте, если предполагается его использование в течение нескольких лет;
  • по мере роста ребенка следует своевременно регулировать стул или заменять его на больший по размеру;
  • нельзя приобретать стул «на вырост», при коррекции положения основных элементов он должен соответствовать параметрам школьника;
  • стулья со спинками требуют регулировки по глубине сиденья, что следует учитывать при выборе;
  • при наличии спинки необходимо периодически корректировать ее высоту и положение, а при наличии боковой поддержки спины – и угол изгиба;
  • не стоит покупать изделия с колесиками и подлокотниками или самостоятельно добавлять эти элементы в конструкцию стула;
  • стул и стол (парта) должны соответствовать друг другу по высоте, в противном случае необходимо использовать подставку для создания надежной опоры ногам сидящего ребенка;
  • при наличии у школьника искривлений позвоночника или патологии суставов необходимо проконсультироваться у ортопеда для подбора подходящей модели ортопедического стула.

Перед покупкой необходимо дать ребенку опробовать стул для оценки его функциональности и удобства. Кроме того, это позволит подобрать нужный размер и модификацию изделия.

Основные рекомендации

Использование любого ортопедического стула не может предотвратить все проблемы с позвоночником. Для полноценной профилактики сколиоза и других заболеваний необходим комплексный подход. Даже во время сидения на ортопедическом стуле необходимо регулярно устраивать ребенку физическую разминку. Это не только обеспечит полезную для мозга смену деятельности, но и даст возможность улучшить кровоснабжение тканей, насытит кровь кислородом и предотвратить венозный застой в ногах. В разминочный комплекс стоит включать упражнения на растяжку, гибкость и попеременную работу мышц спины и пресса.

правильный выбор парты и стула для школьника

Не стоит забывать и о важности регулярных занятий для укрепления мышечного корсета. При наличии даже легкой степени сколиоза и нарушения осанки необходима лечебная физкультура, полезным будет также плавание. При необходимости проводят назначаемые врачом-ортопедом или неврологом курсы массажа, медикаментозного лечения и физиотерапии.

Ортопедический стул – не единственный способ правильной организации рабочего места школьника. Очень важно наличие опоры для ног и эргономичной, подходящей по высоте и размеру парты (стола). Большое значение имеют также грамотное освещение рабочей зоны, правильное размещение локтей ребенка и положение тетради при письме.

Использование дома подходящего школьнику ортопедического стула служит профилактикой многих заболеваний позвоночника и органов малого таза. Его нельзя заменить визуальным контролем посадки ребенка или применением нательных корректоров осанки. Но если сидение на таком стуле причиняет ребенку дискомфорт или становится причиной болевого синдрома, необходимо обратиться к врачу для проведения обследования и решения вопроса о необходимости лечения.